История школы

 

 

 

 

 

 

.

История школы

 

  ИСТОРИЯ МКОУ ГОРОДИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Байкаловского района Свердловской области

      1.18 век - "домашняя школа" -  основной путь распространения грамотности, используемый в среде всех категорий российских крестьян, в том числе крестьян Баженовской волости Ирбитского уезда. Грамота передавалась от отца к сыну, от старших к младшим.

      2. 19 век - Школы грамоты- Колективный найм учителей крестьянами.Учителя-"мастера грамоты", обучали молодёжь навыкам чтения, письма, а потом и счёта. "Мастерами грамоты" выступали церковнослужители сельской церкви, чаще всего дьячки, писцы, грамотные крестьяне, бывшие мастеровые, разноченцы. Как правило обучение осуществлялось на дому у "мастеров грамоты".

      3. 1897 г. - Ирбитское уездное земство принимает решение открыть в Городище школу. Сельское общество берёт на себя расходы по найму учителей, помещения, ремонту, отоплению, освещению. Программа обучения расширяется за счет уроков обьяснительного чтения, учителя дают детям знания по истории, георграфии, природы, поясняют непонятные слова, термины, выражения.

     4.1913г.Земство определило начать строительство здания школы из кирпича рядом с только что построенной (1910)кирпичной церковью на высоком берегу реки Ницы. Школа имела три классных комнаты и помещение для квартиры учителей. Здание располагалось буквой Г. Имело высокий фундамент, арочные окна, красиво вымощенный карниз, печное отопление, два выхода. Даже начавшаяся 1-ая Мировая война не сорвала строительство школы,а замедлила его. В эксплуатацию здание запустили только в 1918 году.  

     5. 1918г. Советская власть назначает учителями в Городищенскую школу супругов Никифоровых, Николая Гавриловича и Марию Павловну. Они стояли у истоков становления Городищенской школы, проработали в нашей школе по 17 лет 17 лет. В школе обучалось около 60 учеников. Учебный год начинался в октябре и закаенчивался в апреле. Учились в школе 4 года. Девочки учились 1-2 года. Мальчики 2-3 года. Редко кто проходил весь курс обучения. Нужно было помогать родителям по хозяйству. Вокруг школы был разбит сад с плодовыми деревьями, ягодниками, цветниками. Школе выделили лошадь,чтобы учителя могли выезжать в с. Елань на методические совещания. На лошади подвозили воду, дровыа и выполняли массу хозяйственных работ. Лошадь при школе имелась дро 60-х годов.

     6.1920 - Создание фонда развития школы. статьи дохода: самообложение жителей села, платные спектакли и концерты. На эти средства в школе организовывали горячее питание (завтраки) школьников, приобреталась обувь, одежда для остро нуждающихся ученикам, книги, журналы, методическая литература, ремонтировалось здание.

     7. 1927-1928 - В школе появляется первый пионерский отряд. возникает пионерская организация. Первой вожатой становится Кузеванова К.Е. Ей с трудом удалось уговорить пятерых ребятишек повязать на шею красные галстуки. Это были: Павел Кукарских, Иван Кузеванов, Вера Долговых. Почти все первые пионеры Городищенской школы стали учителями. Как вспоминал учитель труда Кукарских Павел Дмитриевич: "Боялись ведь идти в пионеры. Бабки ругались, не пускали. А нам давался испытательный срок - продумать все: достоин ли ты звания пионера, что можешь сделать полезного для людей. А потом на гражданском собрании принимали в пионеры. очень был ответственный и волнующий момент. вопросы разные задают, указыват на недостатки."

      3 марта 1929г. На базе Городищенской школы организована конференция учащихся "куста" по вопросу участия школ в подготовке к посевной компании в колхозах. Конференция собралась в январе. Был избран президиум из представителей Городищенской, Баженовской, Вязовской, Н-Иленской, Гуляевской, Макушинской и Боровиковской школ. Докладчики рассказали сколько школьники собрали золы и птичьего помета для удобрения колхозных полей, сколько выпустили стенгазет, плакатов, написали лозунгов. После торжественной части состоялся концерт. А после концерта делегаты конференции по предложению заведующего

Городищенской школой Никифорова Н.Г. написали письмо в Москву в Наркомпрос А.В.Луначарскому и Н.К.Крупской.

     "...Мы, школьники Городищенской школы...3 марта 1929 года созвали конференцию соседних школ, и собралось 97 человек, все из III ,IV групп.

      Вопросы были по посевной компании:

       1.Польза многопольного севооборота;

       2.План работы школ по посевной компании;

       3.Вспашка раннего пара и вспашка на зябь...

    Доклады читались нашей школой, было много вопросов, много высказывали в прениях. Зачитывалось письмо от Луначарского, в котором говорится об участии школы в посевной компании (из газеты)...

     Надежда Константиновна, мы работаем и будем работать, чтобы наши родители подняли урожай хлебов и больше засевали площади. Мы говорили, чтобы родители шли в колхозы и переходили на многополье, - в этом только наше спасение для государства.

     Нам, ребятам, охота побывать в Москве, поговорить с Вами, рассказать обо всем, как мы живем и работаем в школе и в деревне."

     8. 8 апреля 1929г. - Удивлению работников Городищенского с\о не было предела. В адрес школы из Москвы пришла открытка от Надежды Константиновны Крупской: "Дорогие ребята, получила ваше письмо, где вы пишете о конференции. Большое вам спасибо. Видно, действительно, что конференция была интересная. В наше время таких конференций не было. Шлю вам горячий привет. Ваша Н.Крупская"

     9.1927-1928 - В школе появляется первый пионерский отряд. возникает пионерская организация. Первой вожатой становится Кузеванова К.Е. Ей с трудом удалось уговорить 5хребятишек повязать на шею красные галстуки. Это были: Павел Кукарских, Иван Кузеванов, Вера Долговых. Почтьи все первые пионеры Городищенской школы стали учителями. Как вспоминал учитель труда Кукарских Павел Дмитриевич: "Боялись ведь идти в пионеры.Бабки ругались, не пускали. а нам давался испытательный срок - продумать все: достоин ли ты звания пионера, что можешь сделать полезного для людей. А потом на гражданском собрании принимали в пионеры. Очень был ответственный и волнующий момент. Вопросы разные задают, указыват на недостатки, а потом решают, принимать или не принимать человека в пионеры. Галстук повязывал авторитетный, уважаемый себя человек. Ходить по улице в красном галстуке нам нравилось. Старушки шептались сердито: "Безбожники идут". А мы гордимся тем, что пионеры. Самым первым делом дня у нас ьыла борьба с религией. А боролись так: напишем лозунг: "Бога нет, никогда не было и не будет!", и ходили с лозунгом по Городищу. Или нарисуем попа вздернутого на виселицу. Вот было шуму... Еще: в пасху садились напротив церкви, или у домов на лавочку

, у раскрытых окон, и что есть силы, громко так поем песни : "Смело мы в бой пойдем за власть советов...." или: "Наш паровоз, вперед лети..." и др. А в церкви тоже поют, но о своем, нам ненужном. Ребята стали задумываться , с кем пойти? С бабушками в церковь или с нами, пионерами, строить новую жизнь? Наша взяла. Когда нас набралось в отряде человек 20, мы организовали бригаду "Красная рубаха" под руководством вожатой. Выступали по деревням перед народом, так же была создана "Живгазета", мы говорили о том, что происходит в стране, в мире, в соседних деревнях. нравилось нам выступать, людям нравилось смотреть и слушать. Необычная интересная настала жизнь. А еще каждого из нас прикрепили к группе безграмотных, мы их обучали читать, писать, считать, приносили им книги из библиотеки, потом их меняли. Любимой речевкой первого пионерского отряда Городищенской школы была следующая: Старый барабанщик,

Старый барабанщик,

Старый барабанщик крепко спал,

Он проснулся, перевернулся,

Всех буржуев разогнал.

  Была у нас любимая песня "Картошка":

1.Из мешка бери картошку

  И питайся понемножку,

  Хочешь, ешь ее вареной

  Иль в мундире запечоной.

Припев: Там-там, шара-шара-там

            Без какртошки худо нам - 2р.

2.Из картошки сварим кашу

   Всю родню накормим нашу,

   Коли каша надоела,

   Пусть картошку в супе есть!

Припев...

3.Ой туры, да растатуры

  Не дворянской мы натуры,

  Коль у нас картошки нет,

  И обед нам не в обед

Припев...

 

  А на пасху, когда все прославляли воскрешение Христа, мы читали антирелигиозные стихи:

   Иисус Христос

   Яичко снес

   На базар понес

   На базаре не берут

   Иисуса за уши дерут.

 

  Так мы выросли безбожниками, атеистами."

    10.1929г. -  Начало массовой коллективизации. Школа получает земельный участок. Школьники садят картофель, сеют морковь, свеклу, сажают лук и др огородную мелочь. Кроме того, за работу в колхозах детям начисляют натуроплату, мясо,рыбу, крупы. Все это поступает в школу. Дети помогали техничке, по совместительству -повару, готовить обеды - питание учащихся улучшилось.

    11.1931г. - Школа испытала реорганизацию. Она преобразовала в ШКМ (школа колхозной молодежи). Совершился переход на 7-летние обучение. острый кадровый голод. Лучшие учителя близлежащих начальных школ, становятся учителяи-предметниками.Николая Гавриловича назначают завучем,т.к. он не состоял в рядах большевистской партии, он преподает физику, химию, математику. В этом же году поступает в школу Глухих Петр Матвеевич преподавателем биологии. Директором назначают историка Шанаурову М.А. - число учащихся достигает 200человек. Это ребята из Боровиковой, Макушиной, Лукиной, Вялковой, Власовой,Кукарской, Н-Иленьки, Гуляевой, Палецковой, Баженовой, Степиной, Вязовки.

    12.1931г. - В школе создана большая самодеятельная группа учащихся"Красная рубаха" . Всем пошили кумачовые рубашки. Девушкам повязали на голову красные косынки. Ребята читали стихи, пели песни, частушки, разыгрывали сценки, освещали жизнь в своих населенных пунктах, объединенных в "Куст". Выступали на производственных участках. Позднее эти концерты стали называть "Живгазета" (живая газета).

     13.1931г. - в программу ШКМ вводится "метод проектов". Суть которого заключается в способе исследования явлений и закономерностей природы, общества, познания на практике. Кроме полеводства учащиеся занимались животноводством. Их распределили по МТФ(молочно-товарная ферма), СТФ(свино-товарная ферма). Они ухаживали за животными, чистили помещения, готовили и раздавали корма, участвовали во взвешивании животных, подсчитывали   удой и т.д. За хорошую постановку учебно-впоспитательной работы Ирбитский окружной исполком наградил ШКМ ручной саморезкой и ручной сеялкой семян.

     14.1931г. За хорошую работу по "Ликбезу" Всесоюзный Республиканский съезд ШКМ награждена премией в виде кинопередвижной аппаратуры и почетной грамотой. Делегатам съезда был избран Макушин А.К. В школе по вечерам занималист взрослые, а кто по каким либо причинам не мог посещать школу, обучались прямо на дому. За ними зактреплялись лучшие ученики, а потом они сдавали своеобразные экзамены. Это было оценено и последовала указанная награда.

    15.1933-1934 гг. - Колхоз "Сигнал" выделяет школе земельный участок на 10 гектар. Школа выращивает зерновые культуры: овес, пшеницу. Директор Харитонов С.С. добивается у исполкома совета выделения ставки повара, находит поммещение для столовой, открывается интернат на 50 мест. Питание и проживание б\п. Часть учащихся проживает на частных квартирах.

    16.1937г. колхолзы собрали богатый урождай, окрепли, стали жить богаче колхозники. Потребность в общественном питании при школе уменьшилось. тем не менее среди учащихся были остро нуждающиеся, осбоенно дети из многодетных семей. При школах создается фонд всеобуча, из которого выделяются средства на приобретение одежды, обуви, продуктов питания.

       

   

Дата последнего обновления страницы 20.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения